Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Социальное обеспечение как специфический вид деятельности позволяет оказывать государственное и негосударственное содействие человеку, или группе людей, с целью предоставления помощи. Это позволяет обеспечить необходимый культурный, социальный и материальный уровни жизни тому, кто в этом испытывает необходимость.
Прежде всего – это система помощи со стороны государства законодательно утверждённому кругу лиц. Такого рода социальная помощь начинает оказываться при наступлении определённых юридических фактов, с целью уравнивания их социального положения.
В настоящее время существуют существенные отличия социального обеспечения от той системы, которая существовала в советский период в СССР. Цель социальной политики в СССР была направлена на создание государства, в котором предусматривалось всеобщее благосостояние. Эта система охватывала всех граждан СССР. Отличительной особенностью социального обеспечения в СССР можно рассматривать его всеобщность. В советский период социальное обеспечение граждан было бесплатным и безвозмездным.
При необходимости, установленной государством, человек получал большое количество льгот в натуральном выражении, помимо денежных выплат. Все социальные программы обеспечивались в советское время государством. Порядка одной трети всех государственных расходов в СССР приходилось на социальные нужды.
Для решения подобного рода проблем, практически во всех государственных структурах функционировали различного рода программы социальной работы той, или иной категорией населения. Работа такого рода имела технологичный характер, поскольку запросы на социальную работу обеспечивались повсеместно.
Цель работы: изучить и теоретически обосновать развитие системы социального обеспечения в советский период.
Объект исследования: процесс развития системы социального обеспечения в советский период.
Предмет исследования: средства и способы развития системы социального обеспечения в советский период.
Задачи:
1. Оценить эффективность системы социального обеспечения в СССР.
2. Описать проблемы и недостатки системы социального обеспечения в СССР.
3. Рассмотреть институт системы социального обеспечения граждан в период после Октябрьской революции.
4. Рассмотреть систему социального обеспечения граждан в послевоенный период.
5. Обозначить роль профсоюзов в формировании и развитии системы социального обеспечения в советский период.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Под социальным обеспечением понимают особый вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов различных групп общества. При реализации социальной работы в рамках социального обеспечения разрабатывают и создают необходимые условия, которые способствуют восстановлению и улучшению способности нуждающихся людей к равному социальному функционированию.
Основным направлением деятельности служб при социальной защите населения являются социальные гарантии. Под ними понимают обязательства государства по отношению к определённым категориям граждан
общества и социума, имеющим различного рода проблемы [10]. Социальное обеспечение – это система помощи определённому кругу лиц, организованная государством. Чаще всего система социального обеспечения охватывает три направления (рисунок 1):
1. Государственное обеспечение.
2. Социальное страхование.
3. Социальная помощь населению.
Система социального обеспечения рассматривает общую часть и особенную. Общая часть рассматривает все те нормы, которые разграничивают компетенции федеральных органов и субъектов государства. Такого рода нормы закрепляют права человека в сфере социального обеспечения, учитывая при этом существующие социальные риски.
Особенная часть системы – это все те нормы, которые регулируют предоставление социальных выплат. К ним относят пенсии, социальные пособия и иные социальные выплаты.
В СССР право на социальную защиту было защищено Конституцией СССР от 1977 года. В тот период времени про социальную систему СССР отзывались как о социалистическом рае, поскольку целью социальной политики в советский период было создание государства всеобщего благосостояния. Так, или иначе, социальные реформы и гарантии имели объектом всех без исключения граждан страны. Социалистический собес был всеобщим. Он был безвозмездным и бесплатным для всех без исключения граждан Союза ССР [10].
Методология социальной работы – это система принципов, методов и подходов, которые используют социальные работники для решения проблем и улучшения качества жизни клиентов. Социальная работа представляет собой основу для практической работы специалиста и помогает ему эффективно взаимодействовать с клиентами. Главным при этом является достижение поставленных целей. Социальная работа ведётся на диагностическом, коммуникативном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Чаще всего социальная работа имеет свои смежные сферы с научной и профессиональной деятельностью, к которым относят психологическую, социологическую, педагогическую, правовую сферы.
Исследования в данной области позволяют определить сущность и реальную деятельность социальных работников с той, или иной группой населения. Такого же рода работа со стороны социальных служб проводится с людьми, которые имеют в этом потребность. Это могут быть граждане с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и др.
Подобного рода вопросы освещались в трудах исследователей, и учёных И.А. Григорьевой, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, С.В. Кадомцевой, В.М. Капицына и др. Л.В. Топчий, Е.И. Холостова и др., раскрывали, к примеру, различные аспекты социальной политики и поддержки семьи в российском обществе. Ю.М. Резник и И.М. Слепенков в своих исследованиях рассматривали вопросы социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Анализом проблем и характеристикой социально-структурных аспектов жизнедеятельности занимались учёные и исследователи А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, М.С. Мацковский и др. В настоящее время активно и продуктивно развиваются исследования по теории и практике социальной работы с субъектами. Этим занимаются А.И. Ляшенко, В.Н. Смирнова - Ярская, Л.В. Топчия, М.В. Фирсова и др.
В настоящее время существует серьёзная необходимость усиления внимания к проблемам субъектов и групп людей, имеющих различного рода проблемы со здоровьем, реабилитацией и др. проблем, практически во всех государственных структурах функционируют различные программы социальной работы с населением.
Работа такого рода приобретает технологичный характер, поскольку запросы на социальную работу лишь возрастают с течением времени. Качество жизни и экономический прогресс также можно оценивать по степени благополучия членов общества и социума. В обществе часто возникают ситуации, когда люди нуждаются в поддержке государства.
Для этого необходимо новое осмысление содержания с позиции развития отечественной практики и её адекватные ответов на социальные вызовы современности. Методологические аспекты современной социальной работы рассматриваются как отдельные стороны социальной работы, теоретические и прикладные составляющие, которые ориентированы на решение актуальных практических проблем нуждающихся людей.
Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности позволяет оказывать государственное и негосударственное содействие человеку, или группе людей, с целью предоставления помощи. Системное обеспечение и помощь населению, которое нуждается в социальной помощи со стороны государства позволяет обеспечить необходимый культурный, социальный и материальный уровни жизни тому, кто в этом испытывает необходимость [22].
В современном социуме в настоящий период времени происходит много перемен. Многие из этих перемен связаны с государственной социальной политикой. С течением времени количество нуждающихся в социальной помощи растёт и можно говорить о положительной динамике подобного роста. Социальная работа проводится с молодёжью, семьями с детьми, с людьми преклонного возраста и др. Это значит, что необходимость в соответствующей социальной работе лишь возрастает.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блясова, И.Ю. Социально - педагогические особенности молодежного досуга. Исторический аспект / И.Ю. Блясова, Т.В. Кыштымова. – М.: Символ науки, No10-1, 2015. – С.171-174.
2. Бондаренко, А.Г. Социологическое исследование. Методика опроса / А.Г. Бондаренко // Учеб. пособие. ВолгГТУ, Волгоград, 2016. – 64 с.
3. Васина, О.Н. Конструирование содержания образования по ведущему компоненту социального опыта / О.Н. Васина, О.Н. Пономарёва // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:scienceeducation.ru/ru/article/viewid=32027 (дата обращения: 10.11.2024).
4. Всесоюзное исследование проблем образа жизни [Электронный ресурс] URL: http://sophist.hse.ru/survey_source/isran_91_life_style-3.pdf. (дата обращения: 10.11.2024).
5. Гаспаришвили, А.Г. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии / А.Г. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева // Народное образование. – 2019, №5. - С. 109–115.
6. Емельянченко, И. Бездомные. Очерки. (Из жизни в петербургских трущобах) / И. Емельянченко. – Нью-Йорк: Молот, 1919. – 46 с. – Режим доступа – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75396 (дата обращения: 11.11.2024).
7. Ильюшенко, Н.С. Проблема соотношения категорий «социальные технологии», «гуманитарные технологии», «социально-гуманитарные технологии» в современном социально-гуманитарном знании. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/62934/1/978-5-88687-247-7_30. pdf (дата обращения: 12.11.2024).
8. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности / Г.Ю. Литвинцева. – М.: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, No1, 2017. – С. 90-102.
9. Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/32LznN (дата обращения: 12.11.2024).
10. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки
специалистов. Учеб. пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 236 с.
11. Ньюстром, Дж. Организационное поведение / Дж. Ньюстром // Пер. с англ. – СПб, 2010 – 447 с.
12. Оганян, К.М. Социальные технологии и современное общество / К.М. Оганян // СПб.: СПбГИЭУ, 2018. – 736 с.
13. Павленок, П.Д., Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра – М. - 2019. - 560 с.
14. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие / П.Д. Павленок. - 9-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 568 с.
15. Социальная работа: учебное пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и Ко, 2015. - 352 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр.: с. 342-345. - [Электронный ресурс]. -URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961 (дата обращения: 12.11.2024).
16. Савенков, А.И. Концепция социального интеллекта // День за днем: Наука. Образование. Культура. URL: http://www. den-zadnem.ru/page. php? article=388 (дата обращения: 12.11.2024).
17. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с.
18. Технология социальной работы: учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, Г.И. Климантова и др.; под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 478 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453495 (дата обращения: 12.11.2024).
19. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / Дж. Урри // М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 336 с.
20. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях государственной социальной политики» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70170950/(дата обращения: 12.11.2024).
21. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие / М. В. Фирсов. - М.: Владос. - 2001. - С. 126.
22. Федотова, Н.И. Роль семьи как социального института в социализации детей / Н.И. Федотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34591/ (дата обращения: 12.11.2024).
23. Фирсов, М. В. Теория и методика социальной работы: учебник для среднего профессионального образования / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 359 с. URL : https://urait.ru/bcode/531376 (дата обращения: 12.11.2024).
24. Холостова, Е. И. История социальной работы: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 137 с. — (Высшее образование). - URL: https://urait.ru/bcode/511940 (дата обращения: 12.11.2024).
25. Холостова, Е.И. История социальной работы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 137 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10113-3. — URL: https://urait.ru/bcode/517582 (дата обращения: 12.11.2024).
26. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебник для вузов / Е.И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 755 с. — (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/518698 (дата обращения: 12.11.2024).